ГБОУ школа № 596 с углубленным изучением французского языка

Приморского района г. Санкт-Петербурга

 

г. Санкт-Петербург, ул. Камышовая, д. 18
Телефон (факс): +7 (812) 417-27-13

 

Правительство утвердило официальный логотип Года семьи

 

Главная / Родителям. / ОРКСЭ. 4 класс / ПОЛОЖЕНИЕ О преподавании в школе «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственных культур народов России».

ПОЛОЖЕНИЕ О преподавании в школе «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственных культур народов России».

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 596

с углубленным изучением французского языка

Приморского района Санкт – Петербурга

 

 

 

Принято педагогическим советом № 1 от 30.08.2018

Утверждаю

Директор школы                           Н.В.Шонина

Приказ № 269-ОД от 01.09.2018

Учтено мнение Совета родителей пр.№2 от 28.08.2018

Учтено мнение Совета родителей пр.№2 от 28. 08.2018

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О преподавании в школе «Основ религиозных культур и светской этики» и

«Основ духовно-нравственных культур народов России».

 

 

 

1. Общие положения

Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеобразовательных школ предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и « Основы духовно- нравственных культур народов России» (далее – ОРКСЭ и ОДНКНР) является:

  1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ (Пр-2009 ВП-П44-4632). По методическим материалам, подготовленным Минобрнауки России для учителей и организаторов введения учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях.
  2. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
  3. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012г. (№ 84-р).
  4. Приказ министерства образования и науки РФ №1060 от 18 декабря 2012 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373.
  5. Письмо министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"
  6. Инструктивно-нормативное письмо МОН РФ № 08-250 от 22.08.12. "Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях РФ" для учителей и организаторов введения курса.
  7. Рекомендации департамента государственной политики в сфере общего образования МОН РФ №08-761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в 4 классе и учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) в 5 классе.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Учебный предмет «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР) на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Для обязательного изучения основ на базовом уровне основ духовно-нравственных культур народов России в 5 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебного часа в неделю.

«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур народов России» преподаются учителями при соответствующем повышении квалификации.

2.Цель предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и

«Основы духовно-нравственных культур народов России».

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе реализуется через комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». А предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется через учебный предмет в 5 классе «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя мод Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой, все модули которого согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебные курсы ОРКСЭ, ОДНКНР являются культурологическими и направлены на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики и об основах духовно-нравственных культур народов России призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к  межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ в начальной школе. В рамках предметной области ОДНКНР обеспечивается достижение следующих результатов:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • знание основных норм морали, нравственных духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества.

3.Место предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и

«Основы духовно-нравственных культур народов России» в программе обучения.

Курсы, раскрывающие основы религиозных культур и светской этики и основы духовно- нравственных культур народов России, предлагаются изучать на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

4.Основные принципы организации преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР.

  1. Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.
  2. Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших подростков первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данных учебно-методических комплектов культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
  3. Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.

5.Выбор модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Принятие решения о записи учащегося на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Результаты выбора должны быть зафиксированы письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.

В течение года у родителей (законных представителей) не будет возможности изменить решение в пользу другого модуля.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

6.Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.

  1. Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей курса ОРКСЭ.
  2. Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных вопросов при изучении учебного курса ОРКСЭ обсуждать их с учителем или администрацией

школы в корректной форме.

  1. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка.
  2. Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения.

7. Права и обязанности ГБОУ школы № 596 Приморского района

  1. Администрация школы совместно с классным руководителем 3 класса должна провести анкетирование родителей (законных представителей) по выбору одного из модулей курса.
  2. Администрация школы обязана создать условия для изучения обучающимся выбранного модуля.
  3. Администрация школы должна обеспечить прохождение курсовой подготовки педагогов по учебным курсам ОРКСЭ и ОДНКНР.
  4. Школа обязуется во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
  5. Школа вправе требовать от обучающегося и Родителей соблюдения Устава школы, Правил внутреннего распорядка и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность.
  6. Школа вправе, в случае нарушения обучающимся Устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность, применить к обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и вышеуказанными актами.

8. Оценивание уровня подготовки обучающихся по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур народов России».

  1. При обучении по модулям ОРКСЭ, ОДНКНР следует учитывать, что цель данных предметных областей не предусматривает оценку успеваемости в виде выставления отметок в школьном журнале.

Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).

  1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
  2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
  3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Оценке подлежит не только когнитивная составляющая ответа, а прежде всего качество ответов: в чём ребёнок видит ценность того или иного жизненного явления и насколько ярко и образно он может сформулировать, аргументировать свои мысли. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение ребенка.
  4. Для оценивания учебных достижений обучающихся использовать аутентичные способы (технология портфолио). Технология портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ и ОДНКНР.
  5. По ОРКСЭ и ОДНКНР контрольные работы не проводятся. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения и тестовые задания разных типов, творческие работы.
  6. Критериальной базой определения успешности обучения является выполнение требований к уровню подготовки изучающих учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Целесообразно остановиться на портфолио достижений, которое создается самим обучающимся с учетом мнения родителей и при непосредственном руководстве учителя. Диагностическая функция такого портфолио фиксирует динамику продвижения в обучении, мотивационная функция формируется в результате стремления к лучшему результату, содержательная функция основана на охвате спектра выполняемых требований к уровню подготовки, рейтинговая функция показывает диапазон навыков и умений, освоенных обучаемым.
  7. Портфолио может состоять из обязательной и дополнительной частей.

Исходя из требований к уровню подготовки, в обязательную часть могут быть включены:

- практическое задание, выполненное на уроке (не менее одного в четверть);

- выполненное и оформленное домашнее задание (не менее одного раза в полугодие);

           - подготовленное и оформленное сообщение по заданной или выбранной самостоятельно теме (не менее одного раза в полугодие);

          - выполненная и оформленная индивидуально или в группе творческая работа, проект (не менее одного раза в год).

В дополнительную часть портфолио могут включаться и другие работы по выбору обучаемых и их родителей, свидетельствующие об успешном освоении программы учебного предмета.

Обучаемых и их родителей заранее знакомят:

  • с тем, как будет формироваться портфолио;
  • критериями оценки работ учеников.
  1. При преподавании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся в течение учебного года.

Оценка результатов по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

9. Ведение документации.

  1. Светский характер комплексного учебного предмета и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не предполагает включение в программу обучения посещение религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото-, видео-, аудиоформатах. В случае особой необходимости (например, при ознакомлении с уникальными образцами духовной культуры, традиций) такое посещение в рамках освоения учебного предмета ОРКСЭ может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций.
  2. В журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее:
  • список обучающихся по выбранному модулю курсов ОРКСЭ и ОДНКНР;
  • наименование дисциплины;
  • пропуски;
  • темы занятий.
  1. В 4 классе начальной школы модули ОРКСЭ могут преподавать как учителя начальной школы, так и учителя-предметники основной и старшей школы, имеющие документ о прохождении курсов повышения квалификации.
  2. Учитель, преподающий модули ОРКСЭ, ОДНКНР разрабатывает рабочую программу на 34 и 34 учебных часа соответственно на основе авторской программы или примерной основной образовательной программы. Если один учитель преподает два или более модулей, объединение модулей в одной программе не допускается. Для каждого из преподаваемых модулей разрабатывается своя рабочая программа.
  3. В школьном журнале название учебного предмета записывается полностью: «Основы религиозных культур и светской этики», далее в скобках указывается название модуля. Сокращенное название (ОРКСЭ) в школьном журнале не допускается. Если в классе есть группы, изучающие разные модули, то в школьном журнале обучаемые прописываются в отдельных группах под общим названием «Основы религиозных культур и светской этики» с указанием изучаемого модуля.

Если в классе сформировано несколько учебных групп по модулям, то в классном журнале на каждую учебную группу выделяются отдельные страницы.

В школьном журнале название учебного предмета записывается полностью: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Сокращенное название предмета ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» допускается в расписании занятий и дневниках обучающихся. Сокращенное название учебного предмета ОДНКНР «Основы духовно-нравственной культуры народов России» допускается в расписании занятий и дневниках обучающихся.


 


 

 

На сайте 596school.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы