План мероприятий
План
мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся,
на 2021-2022 учебный год
ГБОУ школы № 596 Приморского района
Цель: создание условий для реализации Плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
1. Использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
2. Обеспечение модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС.
3. Совершенствование содержания учебно-методического комплекса образовательного процесса.
4. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования обучающихся.
5. Улучшение качества внеурочной и внеклассной работы.
6. Активизация роли родителей в процессе обучения и воспитания детей
Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности – это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. На первый план в школе выдвинута программа развития у обучающихся читательской грамотности как основы формирования функциональной грамотности разных направлений: математической, естественнонаучной, финансовой, глобальных компетенций, критического мышления.
Данная программа включена в структуру основной образовательной программы и является одним из инструментов, обеспечивающих достижение планируемых результатов основного образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Ребёнок должен уметь свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении используют приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
№ п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Ответственный |
Результат – индикатор реализации мероприятия |
|
Определение школьного координатора по вопросам формирования и оценки функциональных грамотностей обучающихся (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление). |
22.10.2021 |
Директор Шонина Н.В. |
Нормативный акт |
|
Формирование школьной команды с целью методической поддержки педагогов муниципальных общеобразовательных организаций (4 человека). |
22.10.2021 |
Заместитель директора по УВР Петрова С.В. |
Нормативный акт |
|
Разработка и проведение семинаров-совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с руководителями ШМО |
Октябрь 2021 Апрель 2022 |
Заместитель директора по УВР Петрова С.В. Галиева Л.А. Кондрашова А.И. |
Протокол |
|
Формирование баз данных педагогов и обучающихся посредством регистрации на федеральной платформеhttps://fg.resh.edu.ru/ |
25.10.2021 |
Заместитель директора по УВР Петрова С.В. Галиева Л.А |
|
|
Обеспечение прохождения обучающимися входной диагностики на федеральной платформеhttps://fg.resh.edu.ru/с целью определения уровня сформированности функциональных грамотностей |
декабрь 2021 |
Петрова С.В. |
Результаты мониторинга |
|
Разработка плана мероприятий по методическому сопровождению педагогов школьной командой |
Ноябрь 2021 |
Галиева Л.А |
Приказ директора |
|
Организация участия управленческой команды и педагогов» в курсах повышения квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с учетом выявленных результатов диагностики |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
Удостовере-ния |
|
Формирование комплекса программ дополнительного образования обучающихся, направленных на формирование функциональных грамотностей и методических рекомендаций по разработке соответствующих программ |
Январь – май 2022 |
Галиева Л.А |
Рабочие программы, план мероприятий |
|
Анализ эффективности реализации школьного плана мероприятий по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
Июнь 2022 |
Заместитель директора по УВР |
Справка |
Формирование читательской грамотности |
||||
|
Стартовая диагностика: тест на оценку сформированности навыков чтения |
Галиева Л.А. |
декабрь |
|
|
Создание копилки "Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения" |
Учителя-предметники
|
В течение года |
|
|
Заседания ШМО:
Выступления и мастер-классы с учителями - предметниками:
|
Руководитель ШМО, учителя-предметники |
Раз в четверть |
|
|
Проведение открытых учебных занятий (мастер-классов)
Мониторинг читательской грамотности |
Учителя - предметники |
В течение года
В конце 3 и 4 четверти |
|
Формирование креативного мышления |
||||
|
Стартовая диагностика Заместитель по УВР |
Декабрь
|
|
|
|
Создание копилки "Способы и приёмы, способствующие формированию креативного мышления" |
Учителя-предметники
|
В течение года |
|
|
Педагогический совет по теме «Функциональная грамотность» |
Заместитель по УВР |
Декабрь |
|
|
Заседания ШМО по темам:
|
Руководитель ШМО, учителя-предметники |
Раз в четверть |
|
|
Проведение открытых уроков.
|
Учителя - предметники |
В течение года
|
|
|
Формирование математической грамотности |
|||
|
Стартовая диагностика |
Петрова С.В..
|
Декабрь |
|
|
Классный час 5-9 классах по теме "Что такое финансовая грамотность?" |
классные руководители 5-9 классов
|
Ноябрь-декабрь |
|
|
Классный час в 11 классе по теме "Секреты финансовой стабильности". |
классный руководитель 11 классова
|
Декабрь |
|
|
Ведения курса "Основы финансовой грамотности"
|
Сентябрь 2022 |
|
|
Формирование естественно-научной грамотности
|
||||
|
Стартовая диагностика
|
Учителя- предметники естественно- научного цикла |
декабрь |
справка |
|
Развитие практик дополнительного образования (в том числе кружков), направленных на развитие естественно-научного образования |
Учителя- предметники естественно- научного цикла |
В течение учебного года |
|
|
Участие в работе творческих групп учителей предметов естественнонаучного цикла для обмена опытом работы с детьми повышенной мотивации к учебной деятельности |
руководитель ШМО зам. по УВР |
В течение учебного года |
|
|
Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. |
Учителя-предметники, зам. по УВР |
В течение учебного года |
|
|
Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими.
|
Учителя- предметники |
В рамках консультаций, дополнительных занятий |
|
|
Организация участия обучающихся в научно-практической деятельности научно |
Учителя-предметники |
В течение учебного года |
|
Формирование глобальных компетенций
|
||||
|
Стартовая диагностика
|
Учителя - предметники |
Декабрь |
|
|
Создание копилки "Способы и приёмы, способствующие формированию глобальных компетенций" |
Учителя-предметники, психолог
|
В течение года |
|
|
Педагогический совет по теме «Функциональная грамотность» |
Шониан Н.ВАВ.
|
Декабрь |
|
|
Заседания ШМО по темам:
|
Руководитель ШМО, учителя-предметники |
Раз в четверть |
|
|
Проведение внеклассных мероприятий, формирующих глобальные компетенции
|
Учителя - предметники |
Декабрь |
|
|
Итоговая диагностика сформированности глобальных компетенций у обучающихся |
Учителя-предметники, психолог
|
В течение года |
|
|
Стартовая диагностика
|
Петрова С.В.
|
Декабрь |
|
|
Создание копилки "Способы и приёмы, способствующие формированию глобальных компетенций" |
Руководитель ШМО, учителя-предметники |
Раз в четверть |
|