Педагог-логопед
Педагог-логопед Соломахи Любови Владимировны
График работы на период диагностических работ в 2024/2025 учебном году
Понедельник -пятница с 8.30 до 12.30
На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи.
Основной работой специалиста в школе является предупреждение, выявление и коррекция специфических ошибок на письме у детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:
-
обследование устной речи первоклассников, письменной речи и чтения обучающихся 2-4 классов;
-
выявление детей, которым необходима логопедическая помощь;
-
проведение групповых занятий по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
-
консультации для родителей обучающихся.
.
В каком случае ученику начальных классов необходима помощь учителя-логопеда?
-
Ошибки на письме:
-
пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);
-
перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «перерисал» (переписал), «насустла» (наступила);
-
недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
-
наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «котораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
-
искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щёки), «спеки» (с пенька);
-
слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастенке» (висит на стенке), «у стала» (устала);
-
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец – шофёр работа шофёра трудная шофёру надо хорошо Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»
-
замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапоги» (сапоги);
-
нарушение смягчения согласных – «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
-
аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять жёлтеньки спиленачки.» (Пять жёлтеньких цыплят.);
-
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане» (в кармане), «подороге» (по дороге), «при летели» (прилетели);
-
зеркальные замены.
-
Ошибки при чтении:
-
пропуск, замены, перестановка букв, слогов, слов;
-
ошибки в постановке ударения, непонимание прочитанного.
Подобные единичные ошибки не свидетельствуют о наличии патологии письменной речи! Логопедические ошибки множественные и стойкие!
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
-
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Этот раздел подразумевает умение ребенка:
-
подбирать слова с определенным звуком,
-
определять, есть ли в слове заданный звук,
-
владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определять первый и последний звук в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков в слове),
-
уметь различать и повторять сочетания типа: ка-ка-га, ба-па-ба, та-да-та, вы-вы-фы и т.д.
-
Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на:
-
словообразование (дом – домик, лошадь - лошадка),
-
словоизменение (стул – стулья, стена - стены),
-
согласование (синий карандаш, красная кепка, зелёное яблоко),
-
управление (вышел из дома, рассказал о друге, взял у мамы).
-
Состояние слоговой структуры слова.
Ребенок умеет безошибочно произносить слова : мотоциклист, велосипедист, экскурсовод, регулировщик и т.п
-
Состояние словарного запаса.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
-
Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
А также:
-
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
-
Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела (по отношению к себе, к собеседнику, к какому-либо предмету), умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
-
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
-
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
-
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
-
Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
-
Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
-
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего из группы предметов с объяснением).
-
Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Если ребенок читает:
-
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
-
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало необходимых мероприятий.
Нарушение фонематического слуха.
Как его преодолеть?
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он
помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и
правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у
детей —залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем —и иностранным языкам.
Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не
могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок
растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух,
при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде –
с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно
ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен
уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам
правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается
смешение фонем (с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).
При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное
произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением
фонематического слуха, занимаясь с логопедом, тратят больше времени на
процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто
приходится подолгу исправлять родителям. Надо сказать,и о том, что
логопед, занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над
развитием фонематического слуха.
В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть
некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение
фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает
названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме
замена букв звонких на глухие -оглушение и наоборот озвончение (бочка-
почка, зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-
дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.
Есть специальные упражнения, которые помогают развивать
фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребёнка.
«Поймай звук»
Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда
услышит заданный звук [З]. А К ЗЛ Н Ш ЗС П ШЗ Щ Ч В З Ц Ш
Затем в слогах: ЗА, ША, ДА, ЗА, РА, МА
Затем в словах: ШКОЛА, ЗАЯЦ, НОЖ, ВАЗА, НОС КАША,ЗАБОР, ЖИРАФ
«Что общего?»
Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов.
Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях —в начале, в середине и в конце.
Например:
цапля, нарцисс, молодец.
«Раз, два, три — быстрей сообрази!»
В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:
- Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
- Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
- Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок»
(щука, карась, карп...)
- Подбери слово, в котором первый звук —с, а последний —к. Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.