ГБОУ школа № 596 с углубленным изучением французского языка

Приморского района г. Санкт-Петербурга

 

г. Санкт-Петербург, ул. Камышовая, д. 18
Телефон (факс): +7 (812) 417-27-13

 

Правительство утвердило официальный логотип Года семьи

 

Педагог-логопед

 

Педагог-логопед Соломахи Любови Владимировны


График работы

 

Понедельник  12.30-18.00

                        18.00-19.00-консультирование родителей

Вторник           12.00-18.00

                   

Среда             11.30 -18.00  -консультирование  педагогов по запросу

Четверг          12.30-18.00

 
 
 

 

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи.

Основной работой специалиста в школе является предупреждение, выявление и коррекция специфических ошибок на письме у детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:

  • обследование устной речи первоклассников, письменной речи и чтения обучающихся 2-4 классов;

  • выявление детей, которым необходима логопедическая помощь;

  • проведение групповых занятий по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

  • консультации для родителей обучающихся.

.

В каком случае ученику начальных классов необходима помощь учителя-логопеда?

  1. Ошибки на письме:

  • пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);

  • перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «перерисал» (переписал), «насустла» (наступила);

  • недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

  • наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «котораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

  • искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щёки), «спеки» (с пенька);

  • слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастенке» (висит на стенке), «у стала» (устала);

  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец – шофёр работа шофёра трудная шофёру надо хорошо Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»

  • замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапоги» (сапоги);

  • нарушение смягчения согласных – «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

  • аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять жёлтеньки спиленачки.» (Пять жёлтеньких цыплят.);

  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане» (в кармане), «подороге» (по дороге), «при летели» (прилетели);

  • зеркальные замены.

  1. Ошибки при чтении:

  • пропуск, замены, перестановка букв, слогов, слов;

  • ошибки в постановке ударения, непонимание прочитанного.

Подобные единичные ошибки не свидетельствуют о наличии патологии письменной речи! Логопедические ошибки множественные и стойкие!

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

Этот раздел подразумевает умение ребенка:

  • подбирать слова с определенным звуком,

  • определять, есть ли в слове заданный звук,

  • владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определять первый и последний звук в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков в слове),

  • уметь различать и повторять сочетания типа: ка-ка-га, ба-па-ба, та-да-та, вы-вы-фы и т.д.

  1. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на:

  • словообразование (дом – домик, лошадь - лошадка),

  • словоизменение (стул – стулья, стена - стены),

  • согласование (синий карандаш, красная кепка, зелёное яблоко),

  • управление (вышел из дома, рассказал о друге, взял у мамы).

  1. Состояние слоговой структуры слова.

Ребенок умеет безошибочно произносить слова : мотоциклист, велосипедист, экскурсовод, регулировщик и т.п

  1. Состояние словарного запаса.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

  1. Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

А также:

  • Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

  • Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела (по отношению к себе, к собеседнику, к какому-либо предмету), умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

  • Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

  • Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

  • Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

  • Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

  • Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

  • Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего из группы предметов с объяснением).

  • Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

 

 

Если ребенок читает:

  • Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

  • Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало необходимых мероприятий.

 

Нарушение фонематического слуха.

Как его преодолеть?

 

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он

помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и

правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у

детей —залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем —и иностранным языкам.

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не

могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок

растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух,

при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде –

с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно

ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен

уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам

правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается

смешение фонем (с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное

произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением

фонематического слуха, занимаясь с логопедом, тратят больше времени на

процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто

приходится подолгу исправлять родителям. Надо сказать,и о том, что

логопед, занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над

развитием фонематического слуха.

В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть

некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение

фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает

названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме

замена букв звонких на глухие -оглушение и наоборот озвончение (бочка-

почка, зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-

дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Есть специальные упражнения, которые помогают развивать

фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребёнка.

 

«Поймай звук»

Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда

услышит заданный звук [З]. А К ЗЛ Н Ш ЗС П ШЗ Щ Ч В З Ц Ш

Затем в слогах: ЗА, ША, ДА, ЗА, РА, МА

 

Затем в словах: ШКОЛА, ЗАЯЦ, НОЖ, ВАЗА, НОС КАША,ЗАБОР, ЖИРАФ

 

«Что общего?»

 

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов.

Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях —в начале, в середине и в конце.

Например:

цапля, нарцисс, молодец.

 

«Раз, два, три — быстрей сообрази!»

 

В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:

- Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».

- Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».

- Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок»

(щука, карась, карп...)

- Подбери слово, в котором первый звук —с, а последний —к. Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.

 

На сайте 596school.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы